Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 144
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Аксум – центр великой державы
    Аксум — город на севере Эфиопии, давший имя Аксумскому царству, морской и торговой державы, которая доминировала в этом регионе примерно с 400 года до н. э. до X века н. э. Средневековые источники иногда ссылались на это царство как на «Эфиопию».
    Северная часть современной Эфиопии стала перекрестком важных торговых путей древнего мира. Благодаря этому и поднялось Аксумское царство, которое достигло своего расцвета в III—IV вв. н. э. Около пяти веков Аксум был одной из великих держав древности, крупным хозяйственным и культурным центром тех далеких времен. До наших дней сохранились величественные сооружения аксумитов. Всемирно известны высокие гранитные стелы и сегодня гордо высящиеся среди весьма скромных строений небольшого ныне города Аксума (население около 50 тыс. человек).
Территория Аксумского царства простиралась от Саудовской Аравии до Центральной и Южной Африки, на пересечении торговых путей из Сирии, Ирана, Ирака, Турции и Египта. Аксумиты вели торговлю золотом, слоновой костью, живыми зверями и их шкурами, ароматическими смолами, изумрудами, а также рабами. Кроме того, в древнем государстве аксумитов было повсеместно распространено христианство, а также развиты такие сферы жизнедеятельности как чеканка монет, изучение специального языка и алфавита.
    С Аксумом связано много легенд. И одна, самая распространенная — о происхождении императорской династии — играла в политической жизни Эфиопии немалую и вполне реальную роль. На ней основывалось право императора на божественную, неограниченную власть.
    Царица Савская (эфиопское имя — Македа, «Огненная») была красивой, блистательной и умной женщиной. Правительница Аксумского царства, одного из могущественнейших государств тех времен, наслышавшись о мудрости и богатствах царя Соломона, решила сама отправиться в Иерусалим с великим караваном чтобы увидеть царя, «испытать его загадками» и научиться мудрости, а возможно и чисто женским интересом, который Соломон в результате полностью удовлетворил. Визит царицы Савской к Соломону подробно описан в Ветхом Завете. Отзвуки этой истории также имеются в Коране и персидских сказаниях.  А в истории Эфиопии эти события прописаны в священной книге «Слава Царей» (Kebre Negest), почитаемой не менее, чем Новый Завет.
    Согласно легенде, Соломон принял царицу со всеми полагающимися почестями и высокие стороны обменялись дорогими подарками (а царица Савская привела в Иерусалим целый караван, груженный благовониями, великим множеством золота и драгоценных камней). После чего «царица пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Затем Соломон предложил царице провести ночь в своем дворце, на что она согласилась с одним условием, а именно гарантией неприкосновенности. На что Соломон согласился, выдвигая встречное условие, что она не возьмет ничего в доме, принадлежащего ему. Так и разошлись они по разные стороны дворца. Но жаркой ночью царица почувствовала жажду, а в ее покоях стояла чаша с водой, которую она обнаружила и попила из нее. И в этом месте Соломон поймал ее за руку, на предмет нарушения принятого между ними условия, после чего был волен нарушить свое обещание... В коНэчьном итоге, царица Савская провела в гостях несколько месяцев, а по возвращении в Аксум родила сына. Он-то и стал, под именем Менелика I, родоначальником «соломоновой династии».
Эта династия правила страной до конца X века, когда была свергнута легендарной эфиопской воительницей Эстер. Как гласит официальная история, древняя линия, тем не менее, тайно продолжалась, и была восстановлена на троне в 1270 царём Йеконо Амлаком. Последний император Эфиопии Хайле СылассиеI относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской, и это было записано в конституции 1955 г.

    Не только исторические легенды оставил древний Аксум эфиопскому государству. Культурное наследство аксумитов, их язык — геэз, письменность, рукописи и искусство вошли составными частями в жизнь и духовный мир Эфиопии. Важное значение для последующей истории страны имело принятие аксумским царем Эзаной христианства в IV в. н. э., принесенного сюда сирийскими монахами — коптами.
    В VIII в. начался упадок Аксума. Царство попало в вассальную зависимость от соседних правителей. Подъем ислама в Аравии и арабская экспансия в Египет, потеря Аксумом порта Массауа отрезали Аксум от торговых путей, сократили его связи с другими государствами. Были и серьезные внутренние потрясения, распри и восстания.
    По преданиям, жители южных горных районов в середине X в. восстали против аксумских властителей и даже разрушили столицу. С тех пор Аксум так и не возродился как политический центр. Все же более тысячи лет после этого Аксум оставался религиозной столицей Эфиопии — здесь возводились на престол императоры, хранились их короны и другие государственные и церковные реликвии. VIII—X вв. — смутные времена в истории Эфиопии, о них осталось мало свидетельств.

    Целого дня не хватит, чтобы даже бегло ознакомиться с многочисленными памятниками древнего Аксума. Археологическая зона, где постоянно ведутся раскопки, состоит из трех парков: Северного, Центрального и парк Гудит, названный по имени иудейской царицы, которая правила древним Аксумским царством в X в. В этих парках находятся 176 гранитных обелисков. Некоторые из них стоят, другие упали. Каменные великаны имеют различную форму: от простых блоков до причудливых сооружений.
    В центре города сохранился частокол стел: одни — это грубо отесанные обелиски, другие — со сложной резьбой, имитирующей многоэтажные дома с балконами, окнами, дверьми и даже засовами. Эти обелиски, также называемые «стелами», являются самыми высокими памятниками архитектуры, созданными из цельного камня. Их возраст и назначение окутаны тайной. Некоторые ученые на основе найденных у основания этих столбов древних монет сделали вывод, что обелиски были возведены приблизительно в 300-400 гг. Благодаря их соседству с могилами местной аристократии, обелиски, возможно, были использованы в качестве мемориалов, но это только предположение.
    Стелы вырублены из сиенита, очень трудного в обработке минерала, похожего на гранит. Самый высокий из монолитов, сейчас упавший и расколовшийся на шесть массивных кусков, достигал 33,3 м в высоту и весил около пяти тонн (самый большой египетский обелиск фараона Тутмоса - 32,16 м). Высота самого высокого из стоящих обелисков - 23 м. На этих памятниках культуры сохранились удивительные рисунки. Они представляют собой окна и балки многоэтажных зданий - самое большое их них достигает высоты 10-го этажа современного здания. Ложные двери в основании стел (некоторые даже с резными замками) подчеркивают тот факт, что эти монолиты, созданные из единого скального пласта, были раньше реальными зданиями.
    В 1937 году 24-метровый 1700-летний обелиск, возвышавшийся в Аксуме, был разрезан на три части итальянскими солдатами и вывезен в Рим. Этот обелиск считался одним из лучших примеров инженерной мысли периода возвышения аксумской империи. Несмотря на договор с ООН 1947 г. о возвращении обелиска, Италия воспротивилась этому, что привело к длительному дипломатическому спору с правительством Эфиопии, которое считает обелиск национальным символом. В апреле 2005 г. Италия наконец вернула части обелиска в Аксум на фоне общегосударственного и народного ликования. Италия также оплатила расходы по перевозке в размере 4 млн долларов. ЮНЕСКО взяло на себя повторную установку этой стелы в Аксуме.
    Неподалеку от центральной группы обелисков расположены каменные троны. Их двенадцать, считается, что здесь сидели судьи и советники царей. Сохранились следы царского места, где еще много веков спустя короновались эфиопские императоры. Повсюду встречаются фундаменты больших строений, гигантские террасы, лестницы, выложенные огромными плитами.
    Цитадель города - Аксумский крепость-дворец с четырьмя башнями занимал площадь 120 х 80 м. На северной окраине города в склон горы врезаны могильные склепы, облицованные красным гранитом. В них стоят пустые каменные саркофаги. Вокруг Аксума сохранились остатки мощных крепостных стен. Древний город занимал территорию во много раз большую, чем нынешний Аксум. Почти повсеместно на полях, пастбищах, на холмах, окружающих город, встречаются остатки строений, небольшие обелиски, обломки древней керамики, колонн и других обработанных камней. Уже несколько экспедиций за последние десятилетия работали в Аксуме.

    Также в Аксуме, по преданию, в церкви Святой Марии находится одна из главных мировых святынь - знаменитый Ковчег Завета, в котором лежат скрижали завета с написанными на них десятью заповедями.  Ковчег Завета — легендарная и величайшая святыня еврейского народа, в котором, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями.
    Согласно библейским описаниям, Ковчег был сделан из акации и имел размеры приблизительно 125×75×75 см. Он был покрытый тонким слоем золота внутри и снаружи. Верхний край внешнего золотого ларца был окантован декоративным золотым ободом, окружавшим Ковчег подобно венцу.
    Вдоль его боковых стенок были прикреплены два шеста из акации, длиной в 7 или 10 локтей, украшенные золотом, для переноски Ковчега во время переходов. Они выступали с обеих сторон и проходили через четыре золотых кольца, расположенных по два с каждой стороны, в верхней трети боковин Ковчега. Эти шесты всегда оставались в кольцах, их разрешалось вынимать лишь для покрытия Ковчега перед его переноской, но тот час же снова вставлялись на место.
    Сверху Ковчег был закрыт массивной крышкой из чистого золота. Её толщина не указана, однако, согласно традиционной точке зрения, она составляла тефах (четыре пальца). Поверху крышки, вероятно по коротким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима лицом друг к другу, с распростёртыми, как бы прикрывающими Ковчег, крыльями. Херувимы и крышка Ковчега составляли единое целое.
    Ковчег обладал сверхъестественной свойствами — не имел измерений, сам нес тех, кто нес его, по пути его следования холмы сравнивались с землей и т.д., но главное — он являлся символом союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде.  

    Существует несколько легенд, повествующих о том, как Ковчег Завета оказался в Аксуме. По одной из них Менелик, сын царя Соломона и царицы Савской, когда ему исполнилась 22 года, решил посетить Иерусалим и навестить отца. Он был принят Соломоном с величайшими почестями, и поскольку, как утверждает эфиопская книга «Слава Царей», Менелик был первенцем Соломона, то он увез Ковчег (и благодать, прежде пребывавшую над народом Израильским) по праву первородства. Вместе с ним в Аксум перебрались и старшие сыны старейших и знатных израильских семей. До настоящего времени в Эфиопии сохранилась община «фалашей» (о них речь позже) — эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Ковчегом Завета.

    Другие источники говорят о том, что царь Соломон никому не отдавал Ковчег Завета и даже построил в Иерусалиме храм, где он хранился почти 400 лет. Перед разрушением Храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. Ковчег исчез.
    Дальнейшая судьба Ковчега до сих пор остаётся предметом споров, его следы так и не были найдены. Во Втором Храме не было ни Ковчега, ни его принадлежностей.
    По одной из версий, Ковчег забрали из Храма священники, стремившиеся оградить его от осквернения царём Манассием, который установил в Храме языческих идолов. Священники доставили Ковчег в Египет на остров Ив (Элефантина), на Ниле рядом с Асуаном. Там для него был построен новый храм, в котором Ковчег хранился следующие 200 лет. Когда же этот храм был разрушен, скитания Ковчего возобновились, и в результате он оказался в Эфиопии. Там его переправили на остров Тана-Киркос, где установили в обычном шатре, в котором ему поклонялся простой народ.
    На протяжении последующих восьми столетий Ковчег был центром важного и своеобразного иудейского культа, поклонники которого возможно и являются предками современных эфиопских евреев. Затем пришли христиане, сумевшие присвоить Ковчег. Они переправили его в Аксум, где он был помещён в собор Святой Девы Марии Сиона, где и хранится по сей день.
    По преданию в Х веке Ковчег был вывезен из Аксума на остров Дебра Сион на озере Звай, чтобы спасти его от уничтожения царицей Гудит. Ковчег пробыл на острове около 70 лет, а затем был возвращен в Аксум.

    С 1970 г., когда археологические работы в Аксуме стали проводиться более систематизировано, здесь было обнаружено множество останков стел , руины дворцов и  гробниц, в которых находились богатая утварь, украшенная драгоценными камнями, ювелирные изделия из золота и серебра и даже древние музыкальные инструменты. К сожалению, некоторые были варварски разграблены. Уцелевшие сокровища из других захоронений сейчас украшают музейные залы Аддис -Абэбы, Каира и Лондона.
    Высоко оценивая историческую ценность археологических объектов Аксума, ЮНЕСКО в 1980 г. этот город включило в Список объектов мирового исторического наследия.

    И хотя лучшие произведения искусства и памятники находятся сейчас в музеях разных стран мира, аксумская земля еще таит в себе немало свидетельств истории прошедших веков, она ждет новых исследователей.
                

туры В Эфиопию
 тур в Эфиопию 2013

Наши друзья
Эфиопская кухня, кафе Аддис абеба

Эфиопия, курорт с русским вкусом
ПОГОДА ЭФИОПИИ
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30