Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 144
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Гондэр – столица средневековой Эфиопии


    Гондэр… В этом слове как будто слышится звучание старинных эфиопских церковных барабанов —кэбэро. Это  столица старой Эфиопии, ее слава на протяжении двух столетий.
    Объединенная с помощью оружия к концу XVI в., Эфиопия переживала большие трудности. Голод и эпидемии, восстания покоренных племен, бунты крестьян, иногда во главе с самозваными императорами, потрясали страну. Светские феодалы дрались за власть с духовными владыками. В самой церкви шли богословско-политические распри. На троне быстро сменяли друг друга ставленники различных борющихся группировок. В этот период эфиопской истории политическим центром страны стал Гондэр, расположенный в плодородных краях к северу от озера Тана.
    Город Гондэр, центр исторических провинций Бэгемдыр и Сэмен, расположенный в горах на высоте 3000 м в 30 км от озера Тана, был столицей Эфиопии с 1638 по 1855 гг. До того в стране не было столичных городов, и Эфиопию называли "страной блуждающих столиц". Дело в том, что столица находилась там, где в данный момент располагалась резиденция императора - негуса.



    В 1636 г. император Фасилэдэс превратил Гондэр в столицу, и на холме Гимпе ("Царском холме") возвел неприступную крепость, которую обнес высокой каменной стеной с 12 башнями. В последующие годы вплоть до конца XIX века каждый эфиопский император возвёл внутри крепостных стен по замку, всего их насчитывается 6.
    Дворцово-храмовый комплекс занимал огромную территорию (около 7 га) и состоял из целого ряда построек. В стене имелось 12 ворот, и над некоторыми из них были сооружены надвратные башни. Все сооружения замка (прямоугольные или квадратные) строились из камня и нередко окружались стенами.
    Самый внушительный памятник комплекса — уникальный трехэтажный дворец основателя Гондэра императора Фасилэдэса (1632—1667 гг.). Он хорошо сохранился и по сей день и представляет собой настоящий средневековый замок с толстыми стенами, четырьмя угловыми башнями и множеством залов. Створки его тяжелых дверей сделаны из единых плах дерева "уанза". Архитектура замка очень необычайна: многоэтажные здания (от 2 до 4 этажей), что было совсем не характерно для Африки в то время. Однако так называемый "гондэрский стиль" не вытеснял старых предпочтений в строительстве (круглые постройки, крытые соломой и травой), а сосуществовал наравне с ними. В них устанавливались внутренние и внешние каменные лестницы, чаще всего под углом к зданию. Крыши были либо сводчатые, либо плоские: последние часто использовались как открытые террасы.
    У каждого сооружения были свои особые функции. Это говорит о том, что ни одно здание комплекса средневекового Гондэра не простаивало понапрасну. Так, для проведения соревнований на верхнем этаже замка была устроена открытая площадка, разделенная пополам невысоким гребнем.  В конце площадки располагалось небольшое помещение в форме церковного барабана. Там хранились церковные принадлежности: посохи с перекрестием наверху ("мекамна") и праздничное облачение священников ("дептера"). Священники, облачившись в эти одежды, выстраивались на разных половинах площадки, и начинались песнопения, сопровождавшиеся музыкой и ритмическими танцами. По окончании процессии император как строгий судья выносил решение, и церковь-победительница получала пожертвования из его рук.
    Если подняться по крутой лестнице на второй этаж замка Фасилэдэса, на светлом фоне отштукатуренных стен под высоким потолком зала, служившего для проведения судебных разбирательств, можно увидеть темные красно-коричневые знаки, сохранившиеся в прекрасном состоянии. Их оставили как свидетельство своего участия каменщики, строители и архитекторы, возводившие замок. Известно, что в его сооружении принимали участие строители из Индии и Португалии. Каменщиками-исполнителями были, конечно же, местные жители.
    В первом ряду знаков - узорчатые окна в стиле восточной и арабо-иберийской культур - их оставили португальцы и индийцы. Наверху - звезда Давида, которую создали здесь ремесленники фалаша. Этот народ, исповедовавший иудаизм эпохи до Талмуда, издавна жил вокруг Гондэра (о фалаша рассказ дальше).
    Зал суда, по-видимому, назывался "Домом Льва", о чем неоднократно упоминается в хрониках Гондэра. В другом зале происходили приемы, но сейчас в нем остались только "люстры" - подвешенные к потолку равноконечьные кресты-светильники из темно-коричневого дерева. В Зале приемов можно увидеть необычную даже для "гондэрского" архитектурного стиля деталь - сквозной камин в стене между вторым и третьим залами, а внутри стены — дымоход.
    Третий зал предназначался для женщин императора. Ведь негус ы Эфиопии, хоть и подчеркивали свою приверженность христианству, имели несколько жен и официальных наложниц. В стенах этого зала были устроены многочисленные ниши, заменявшие шкафчики, в которых хранились парфюмерные кувшинчики, коробочки с украшениями и тому подобное - одним словом, все, что было необходимо для ухода за собой знатной женщине.
    По соседству с замком, в отдельном здании, располагалась сокровищница, а рядом с ней - глубокий водоем, в котором когда-то разводили рыб. Рядом с ним были сооружены лечебные ванны, вода в которых подогревалась при помощи глиняных труб, проходивших под ними. Для более серьезного лечения и длительных купаний примерно в 4 км от замка построили отдельное сооружение, известное как "Бани Фасилэдэса". Это было небольшое, возведенное в "гондэрском стиле" здание с балконами и зубчатой крышей, стоявшее посреди бассейна. В настоящее время бассейн не используется по своему прямому назначению, но один раз в год, на праздник Тьмкэта (Крещения), он наполняется водой, и здесь проводятся религиозные массовые церемонии.
    Негус  Йоханнес, сын Фасилэдэса, построил собственный дворец - небольшой и уютный, который по большому счету трудно назвать дворцом, а тем более замком. Даже среди подчеркнуто религиозных правителей Гондэра Йоханнес выделялся своей набожностью, и поэтому его дворец назывался "Домом любви к церкви".
    В хрониках мало говорится о воинских доблестях этого императора, зато много сказано о его благочестии, богатстве и пышности двора. Во время правления негус а Йоханнеса в императорской сокровищнице хранилась не только государственная казна, но и праздничное одеяние и атрибуты верховной власти негус а - трубы, барабаны и красный зонт. Причем царские барабаны ("негарит") отличались от церковных: они имели полусферическую форму с одним днищем и скреплялись попарно. В них били перед торжественными выходами негус а, во время битв и перед оглашением императорских указов. Самый большой из барабанов имел собственное имя - "Медведь-Лев".
    Неподалеку от замка Фасилэдэса стоит в руинах замок Иясу I: оба сооружения соединялись между собой стенами, высотой 5 м. Стены имели зубчатую ограду, а наверху по ним проходила дорога. Этот дворец был богато убран, о чем в эфиопской хронике сказано следующее: "Из чертогов его царских одни были возведены с украшениями золота червонного и серебра чистого, а другие расписаны красками заморскими цвета разного... А все стены были в зеркалах заморских - чистых и отражающих, и видели себя в них все люди ясно. А еще внутри расстелены были ковры заморские, дорогие и многокрасочные. А была еще башня, построенная из изразцов заморских..."
    Иясу был не только видным императором, но и талантливым строителем. Одним из его самых больших достижений в строительстве является церковь Дебре Бырхан Селассие (Троицы), окруженная мощной стеной и до сих пор является действующей. Лаконичная прямоугольная планировка скрывает внутри изумительные настенные росписи, описывающие картины религиозной истории. Потолок, укрепленный параллельными деревянными балками, украшен уникальными изображениями ангельских лиц, синхронно выстроенных в ряды. Уникальность этой живописи в том, что лица ангелов черные, а глаза в них гипертрофированно большие, всего насчитывается восемьдесят таких изображений и ни одно не повторяет другое, каждое имеет свое индивидуальное выражение и свой характер. На стене, скрывающей алтарь, над всеми другими изображениями преобладает картина Святой Троицы. Стоит отметить, что ее интерпретация в эфиопских церквях принципиально отличается от христианского канона и представляет собой трех почтенных старцев, украшенных сединами.
    Недалеко от замкового комплекса негус а Фасилэдэса стоит еще одно сооружение, косвенно связанное с императором Иясу. Это замок Микаэля Сухута - предводителя тиграйцев, выступивших против центральной власти и вынудивших негус а на военных поход - единственный за время его правления. Со временем Микаэль Сухута достиг такого высокого положения, что смог построить собственный замок, не уступающий дворцовому комплексу Фасилэдэса. Еще несколько десятилетий назад в нем можно было увидеть золотые ванны, раковины и унитазы, которые показывали тем немногим счастливцам, кто попадал в этот удивительный дворец.
    Кроме дворцовых построек в Гондэре сохранилось свыше 40 христианских церквей и средневековые синагоги, а также медицинский колледж, загородный сад императора Фасилэдэса с прудом и павильоном "Холодные бани" у реки Каха, дом священника, гробница царского коня и  руины аббатства, созданного в XVIII в.


туры В Эфиопию
 тур в Эфиопию 2013

Наши друзья
Эфиопская кухня, кафе Аддис абеба

Эфиопия, курорт с русским вкусом
ПОГОДА ЭФИОПИИ
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031